Добрый вечер, уважаемые читатели! Сегодня хочется затронуть очень актуальную тему, посвящённую проблеме "трудных" больных. Речь пойдёт не о сложностях в постановке диагноза, проблемах скрытого течения заболеваний, маскировании симптоматики и так далее. Данная статья не об этом.
В наше время "трудные" больные встречаются на приёме врача любой специальности, лежат в стационарах, лечатся в санаториях и реабилитационных центрах. При этом они нередко затрудняют работу врачей и другого медицинского персонала, создают конфликтные ситуации, отнимают кучу времени и сил, создают помехи для получения медицинской помощи другим пациентам.
Таких больных немало. И с каждым годом их число растёт, что, конечно, не прибавляет оптимизма. Однако знание проблемы может способствовать правильному адекватному подходу к ним.
Всех "трудных" больных я бы разделил на несколько больших групп.
1) Первую группу "трудных" пациентов составляют сутяги или кверулянты. Думаю, в любом лечебном учреждении найдутся больные, которых мёдом не корми, только дай пожаловаться. Это могут быть люди разного возраста, образования, социального положения. Признак один - регулярные или время от времени жалобы на всё и всех. Главному врачу, министру, депутатам, губернатору, президенту. В большинстве своём жалобы имеют необоснованный характер. Но сколько тратится времени, сил и нервов. Страдают и рядовые медицинские работники и руководители.
Этой категории пациентов была посвящена отдельная подробная статья "Сутяжный синдром или кверулянство как общемедицинская проблема". Чтобы перейти к ней, просто нажмите на ссылку.
2) В следующую группу "трудных" больных необходимо отнести пациентов, страдающих различными неврозами, паническими атаками, синдромом вегето-сосудистой дистонии. Таких людей очень много. Независимо от диагноза каждый из них предъявляет массу жалоб, охватывающих все или почти все органы и системы организма. Не слушая никого, эти пациенты проходят множество всевозможных обследований, подчас тратя кучу денег, пытаясь найти у себя серьёзное заболевание.
Естественно, врачи, выявившие функциональный характер заболевания и предложившие полечиться у психотерапевта или психиатра, вызывают у таких больных неприязнь. Также нередки жалобы на врачей и лечебные учреждения, что плохо обследуют и лечат.
3) Сюда бы я включил больных, которые читают много медицинской информации и много "знают", используют в своей речи медицинские термины. Они, как правило, сами себе ставят диагнозы, сами себя лечат. Тем не менее, они приходят на приём к врачу. Такой визит выглядит обычно следующим образом:
"Доктор, я страдаю тем то, тем то. Думаю, надо церебролизин внутривенно проколоть." (название препарата выбрано для примера).
Несогласие врача с мнением пациента-"знатока" может обернуться серьёзным конфликтом.
4) Бывает и так, когда люди, имеющие одно или несколько хронических заболеваний, очень трепетно относятся к ним, живут своими болезнями. Эти больные часто посещают поликлинику, иные чуть ли не каждый день, набирают талоны ко многим врачам. Практическому врачу с ними бывает очень тяжело в плане дефицита времени.
Нередко можно увидеть картину, когда коридор поликлиники переполнен, а какой нибудь "клиент" зашёл в кабинет и пропал. А всё потому, что он рассказывал врачу несущественные для дела детали, останавливаясь на мельчайших подробностях. Выслушать и осмотреть такого больного за 12-15 отведённых на приём минут не представляется возможным. Отсюда возможные обиды и жалобы с их стороны.
5) В последнюю группу выделю пациентов, старающихся разными способами наладить дружеские отношения с одним или несколькими врачами. Такие больные могут докучать на приёме, быть очень навязчивыми. Иногда "преследуют" доктора и вне работы, звонят, увязываются на улице, приглашают в гости. Часто эти люди весьма невротичны, поэтому жёсткий отказ может вылиться в ухудшение состояния здоровья пациента. При спокойном же развитии ситуации пациенты, как правило, очень долго не понимают, что дружеские отношения невозможны, и продолжают докучать докторам.
Итак, мы выделили основные группы "трудных" больных, которые посещают врачей любой специальности. Часто такие пациенты становятся настоящей проблемой для лечебно-профилактического учреждения.
Что же делать? Как вести себя с такими больными? Ведь любая проблема требует правильного решения.
По моему мнению, решить её полностью вряд ли возможно. Более того, с каждым годом число этих пациентов будет увеличиваться. Самым разумным будет выявлять таких людей, терпеливо наблюдать за ними, и вырабатывать индивидуальный подход к каждому из них. В некоторых случаях необходимо подключать психологов, психотерапевтов, психиатров.
Терпения и ещё раз терпения! С уважением, Ваш Doktorroma!